Во время кризисов происходит пересмотр отношений человека к себе и к окружающему миру; формируются новые представления о себе, о системе взаимоотношений с миром и другими людьми.

Во время кризисов происходит пересмотр отношений человека к себе и к окружающему миру; формируются новые представления о себе, о системе взаимоотношений с миром и другими людьми. Все изменения, происходящие с человеком в период кризисов, носят приспособительный характер.

А что же происходит со взрослыми людьми? К чему им нужно приспособиться? И почему это зачастую переживается болезненно?

Многие специалисты говорят о необходимости возрастных кризисов у взрослых так же как и у детей - для развития, которое с возрастом не останавливается. Переживаются эти кризисы взрослыми так же как детьми и подростками по-разному. Вспомните свой подростковый период - Вы, может быть, были отличницей, примерной дочерью и по вечерам сидели дома за книжками, а кто-то из Ваших одноклассниц безбожно прогуливал школу, курил в туалете и имел три “двойки” в четверти. При этом Вы жили тихо-спокойно и родители с Вами горя не знали, а других не устраивало всё, начиная от предков и кончая системой образования в России. Хотя при этом, и Вы и другие хотели практически одного и того же: побыстрее стать взрослыми, доказать свою независимость от родителей и быть востребованными своими сверстниками, т.е. пользоваться у них авторитетом.

 

Каждым человеком кризис переживается по-своему, субъективно. И, находясь в состоянии кризиса, люди по-разному решают возникшие психологические проблемы. При этом, одни из них в результате кризиса, действительно, становятся личностно более зрелыми, а переживания других могут привести к регрессивному поведению и, следовательно, к регрессу личности. Одни люди в этот период ставят перед собой новые задачи, меняют приоритеты, активно ищут пути выхода из кризиса; другие – жалуясь на жизнь, уходят в болезнь, забываются наедине с алкоголем, машут на себя рукой и само изолируются от внешнего мира.

 

Причины кризиса среднего возраста у разных людей могут  быть разными, но в любом случае, кризис - это внутренний конфликт между двумя или несколькими желаниями, стремлениями, ценностями и установками, например:

Причины кризиса среднего возраста у разных людей могут быть разными, но в любом случае, кризис - это внутренний конфликт между двумя или несколькими желаниями, стремлениями, ценностями и установками.

  1. Конфликт между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными выборами (в ситуации растерянности: буриданов осёл).

  2. Конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.

  3. Конфликт между желаниями человека и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его называют как конфликт между “хочу быть таким, как они” и невозможностью это желание реализовать.

  4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (например: хозяйки дома и деловой активной женщины), а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (например: роли матери).

  5. Конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими).

  6. Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей.

Таким образом, внутриличностные конфликты представляют собой противоречия, возникающие между несовместимыми (или, по меньшей мере, трудно совместимыми) интересами, потребностями, представлениями, ролями. Ситуацию внутреннего конфликта человек воспринимает и переживает как психологическую проблему, требующую своего разрешения.

Известный американский психолог и психотерапевт Ролло Мэй так образно описывает состояние кризиса: «Различные напряжения внутри личности блокируют друг друга, как два борца в захвате, что не могут сдвинуться с места. Человек теряет способность свободно говорить, думать и выражать свои чувства, чтобы быть адекватно понятым окружающими».

 

Если Вы стали регулярно раздражаться по любому поводу, старательно выискивать несовершенства и недостатки у окружающих, и при этом начинаете считать себя никчемным и ничего не значащим в этом мире… Если внутри у Вас пустота, нет сил, нет желаний (кроме одного, чтобы вас оставили в покое), глаза потухли и руки повисли как плети… Или, если у Вас начинаются метания, просыпаются старые, давно забытые мечты, появляются новые экстремальные увлечении, а Вам всё больше и больше хочется диссонансов, острых ощущений, адреналина, эйфории... Вам тесно и скучно в вашей нынешней роли, окружающие кажутся неинтересными, а местность болотистой... Сочетание этих двух разнонаправленных установок и порождает внутриличностный конфликт, который расширяясь и углубляясь становится кризисом среднего возраста.

 

А начаться он может с множества провоцирующих обстоятельств: с неосторожной оценки вашего профессионального роста кем-то из близких, или вашего собственного сопоставления личных и профессиональных удач-неудач, с внезапного приступа истерики (что раньше для вас было несвойственно) с губительного для карьеры и семьи служебного романа. А дальше многое зависит от того, имеется ли у человека тот самый тыл на случай такого вот кризиса: настоящие друзья, второе дно в вашем любимом деле, откуда вы получите дополнительную энергетику, или припасенное на «черный день» хобби, которое может превратиться в то самое – ЛЮБИМОЕ ДЕЛО. Очень часто в такие моменты неоценимую роль стабилизатора и энергетика играет семья, - понимающая и принимающая…

Со мною вот что происходит...

Мы так часто слышим словосочетание «кризис среднего возраста», что это явление кажется неизбежным и пугающим. Но каждый из нас в глубине души надеется, что у него всё будет по-другому и пройдет спокойно, незаметно как, например, кто-то тихо пережил подростковый кризис. И вообще, зачем нужен кризис взрослому человеку?

 

Детские кризисы – это понятно. Они нужны для развития. Достиг ребёнок определенного возраста - и у него возникают противоречия между тем чего он хочет, но чего еще не может сделать сам. И это противоречие мотивирует ребёнка на то, чтобы овладеть новыми знаниями, умениями и навыками, чтобы самостоятельно достигать своих целей и желаний. Например, кризис трех лет называется еще кризисом «Я сам», потому что ребенок начинает отделять себя от взрослых и хочет большей самостоятельности в действиях, так происходит самоидентификация.

Внутриличностные конфликты это противоречия, возникающие между несовместимыми интересами, потребностями, представлениями, ролями.

Эмоциональными проявлениями внутреннего конфликта становятся:

 

- раздражительность, обида, агрессия, досада, упрямство, придирчивость, мнительность, зависть;

 

-  чувство одиночества (ненужность, непонимание, ощущение «тупика»);

- депрессия (апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность, безразличие).

 

Если эти симптомы стали Вашими постоянными спутниками и Вы хотите реальных изменений в своей жизни, звоните и приходите в нашу Мастерскую. Вместе мы разберемся с тем, что реально стоит за этими эмоциями и постараемся вместе их прожить.

 

Елена Спорягина

Практикующий психолог, имидж- и гештальт-терапевт

основатель Мастерской женского успеха «Арсенсель»

Please reload

ЗАПИСИ В БЛОГЕ:
ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ 
К ПСИХОЛОГУ
   Елене Спорягиной

Телефон:

+7-926-907-2376,

 

e-mail:

lena.sporyagina@gmail.com

 

Skype: 

elena.sporyagina