Телесная терапия и поиск внутренней мудрости

Перейти к контенту

Телесная терапия и поиск внутренней мудрости

Психолог, гештальт-терапевт Елена Спорягина
Опубликован вход Психология · 7 ноябрь 2014
Можно ли научиться исцелять себя и освобождать от негативных убеждений? Можно ли избавить себя от разрушительных эмоций, коими являются страх, гнев, агрессия, зависть и отчаяние? Как можно установить контакт со своим мудрым телом и научиться пользоваться его ресурсами, интуицией, испытывать радость, расслабление и любовь? Как понять, что тело – это система, обладающее обратной  связью? Поиск внутренней мудрости и настройка на себя – это стиль жизни, помогающий принести исцеление в нашу жизнь, сделать ее более радостной, свободной, счастливой. Конечно, чтобы достичь удивительного результата, нужно со всей приверженностью стремиться к успеху и принимать ответственность за свои действия. А это всегда, ой, как сложно…. Неужели во всем мире не придумано, что может нам помочь в этом? Конечно придумано!

И это метод психологии - телесно-ориентированная терапия. Скорее всего, это даже группа методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознание человеком телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях. Методы телесно-ориентированной психотерапии работают  с психикой через тело. Телесные техники эффективно открывают путь к соматическому бессознательному и устранению выявленных в нем блоков. Ведь тело человека является материальным отражением всех пережитых им эмоциональных состояний. Подавляя желания, эмоции, и частности страхи человек прячет их в тело, создавая тем самым блоки и зажимы на пути движения жизненной энергии. Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое, и телесные аспекты в психотерапии приобретают все большее значение. Психотерапевты стремятся оживить омертвелые души, воздействуя на тело и оживить омертвелые части тела, воздействуя на душу.

Давайте предположим  наличие статистически значимой связи между проведением телесно-ориентированной терапии и снижением такого психологического расстройства как страх. И  сделаем мы  это, исследуя теоретические положения таких видных авторов как В.Райх (вегетативная терапия), А.Лоуэн (биоэнергетический психоанализ), А.Янов (первичная терапия, или терапия первичного крика), Ф.Александер (комплексы двигательных упражнений, связанных с выявлением и улучшением привычных телесных поз), М.Фельденкрайз (осознание и развитие телесной энергии).

Учитывая тот факт, что телесно-ориентированной терапии не имеет противопоказаний, можно сделать вывод, что этим техникам еще  предстоит занять достойное место в деятельности тех, кто призван заботиться о психологическом здоровье человека….

И немного из истории: телесные практики как инструмент познания человеком себя и мира берут свое начало в глубокой древности. Телесная терапия, направленная на достижение и поддержание здоровья, существовала задолго до научного или структурного подхода к ней в рамках таких сфер, как боевые искусства, шаманизм, целительство, танец, религиозные и бытовые ритуалы. Замечательно, что основоположники систем телесной психотерапии, получивших в ХХ веке развитие в странах западного мира, были практически знакомы с древними, большей частью, восточными моделями работы с телом и адаптировали принципы восточных учений к современному миру, создавая преемственность древних знаний.

На развитие телесно-ориентированной терапии сильное влияние оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела..."  (Юнг). К. Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл "активным воображением", выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. Юнг первым начал искать в восточных учениях вдохновение для практики психотерапии и одновременно знакомить с ним людей Запада.

Также на развитие телесно-ориентированной терапии повлияла психоаналитическая теория, в частности, взгляды Вильгельма Райха на характер человека как защитный панцирь, сдерживающий инстинктивные сексуальные или агрессивные проявления человека. Райх полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидума выражается в его теле в виде мышечной ригидности и зажимов. По Райху, человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту. Он обнаружил, что люди с похожими переживаниями детства и с похожими отношениями ребенок/взрослый обладают схожими телами и имеют сходную базисную психодинамику. Описал, как в ответ на стрессовые ситуации (к ним относится и процесс рождения) возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц - «мышечных зажимах». «Мышечные зажимы», объединяясь, формируют «мышечный панцирь» или «броню характера». Негативное воздействие этой «брони» проявляется как в телесной, так и в психической сферах. «Броня» не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту. Задавленные с детства эмоции (гнев, страхи, печаль и др.) требуют выхода и вызывают тики, заикания, все виды неврозов, приводят  к появлению вредных привычек (переедание, курение, пьянство и др.), дистониям, пептическим язвам, другим соматическим и нервно-психическим заболеваниям.

Райх считал, что характер человека включает постоянный “набор” защит. Хронические мышечные зажимы блокируют 3 основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Райх пришёл к выводу, что мышечный и психологический панцирь — одно и то же. Хронические напряжения блокируют энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Эмоции, блокированные таким образом, никогда не устраняются, потому что не могут полностью проявиться. Эти блоки (мышечные зажимы) искажают и разрушают естественные чувства, в частности подавляют сексуальные чувства, мешают полноценному оргазму. По Райху, полное освобождение от заблокированной эмоции происходит только после ее глубокого переживания.

Райх считал, что мышечный панцирь представляет собой 7 основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций. Эти сегменты образуют ряд из 7 горизонтальных колец, находящихся под прямым углом к позвоночнику. Основные сегменты панциря располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Райхианская терапия состоит, прежде всего, в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом.

Глаза. Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и “пустом” выражении глаз. Распускание осуществляется посредством раскрывания глаз так широко, как только возможно, а также свободными движениями глаз, вращением и смотрением из сторон в сторону.

Рот. Оральный сегмент включает мышцы пoдбopoдка, горла и затылка. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничанья. Защитный панцирь может быть расслаблен клиентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами.

Шея. Этот сегмент включает мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п.

Грудь (широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка, руки с кистями). Этот сегмент сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха.

Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом.

Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь связан с подавлением злости, неприязни.

Таз (все мышцы таза и нижних конечностей). Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит кзади. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом.

Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно работать отдельно. В распускании панциря используются 3 типа средств: накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания; прямое воздействие на хронические мышечные зажимы посредством давления, пощипывания и т. д.; открытое рассмотрение совместно с клиентом сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются.

Разработанные Райхом методики дыхания, эмоционального раскрепощения, усиления напряжения в заблокированных областях тела легли в основу: биоэнергетики, структурной интеграции (рольфинга) и других психотехник. Исторические корни телесно-ориентированной терапии лежат в работах Ф.Месмера, Ш.Рике и Ж.-П.Шарко, И.Бернхайма, В.Джемса и П.Жане, в одном ряду с которыми стоит теория И.М.Сеченова о "мышечном чувстве".

Как бесконечный поклонник биоэнергетического метода терапии не могу не сказать о А. Лоуэне. На Лоуэна большое влияние оказал Райх, у которого он был учеником. Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системе оргонотерапии, которой Лоуэн занимался в 1945–1953 гг., и непосредственно связана с ней.

Основное внимание в телесно-ориентированной технике Лоуэна уделяется исследованию функций тела в их отношении к психике. По мнению Лоуэна, личность и характер отражаются в физическом строении, неврозы проявляются в телесном облике — в строении тела и движениях. Предпосылкой биоэнергетического анализа является положение о том, что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию эмоционального состояния. Единая энергия, заключенная в теле, проявляется и в психических феноменах, и в движениях; эта энергия и есть биоэнергия. Целью биоэнерготерапии является воссоединение сознания и тела, для чего необходимо избавиться от помех, препятствующих спонтанному освобождению тела от напряжения.

Согласно Лоуэну, закрепощенность тела препятствует свободной циркуляции энергии. В основе биоэнергетической концепции лежит утверждение, что люди являются в первую очередь телами, хранящими в себе напряжение и освобождающимися от него. Здоровый человек имеет “контакт с почвой” и получает удовольствие от жизни. В больном организме не происходит свободной циркуляции энергии, чему препятствует телесная ригидность, которая проявляется в виде мускульной зажатости и образует зоны на­пряжения в теле. Терапия обеспечивает снятие напряжения с помощью физических упражнений и определенных поз, направленных на разблокирование этих зон, на расслабление мускульной брони. Важным элементом биоэнергетической терапии является обучение тому, как стать “заземленным” и слиться с природой. Биоэнергетическая работа часто концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей.

Лоуэн учёл ошибки Райха и употреблял более приемлемые термины: биоэнергия вместо оргона (который воспринимался научной общественностью в штыки), поэтому его работа встречала меньшее сопротивление. Биоэнергетика в США распространена больше, чем метод Райха.

Еще один aмериканский психолог-телесник, Артур Янов в конце 60-х годов сформулировавший основные положения “первичной терапии”, получившей развитие в деятельности Института первичной терапии в Лос-Анжелесе.

В основе первичной терапии лежат положение о том, что травмы, пережитые в детстве и вытесненные в процессе взросления, а также ранние неудовлетворенные потребности ведут к неврозам и психозам. Янов называет эти травмы первичными. Они сохраняются у человека в виде напряжения или трансформируются в механизмы психологической защиты. Первичные травмы и неудовлетворенные потребности препятствуют естественному продвижению через все стадии развития, которые проходит каждый человек, не дают стать “настоящим”, пресекают нормальный доступ человека к его чувствам. Напряжение, связанное с первичными травмами, может приводить к психосоматическим заболеваниям.

Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно работать отдельно. В распускании панциря используются 3 типа средств: накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания; прямое воздействие на хронические мышечные зажимы посредством давления, пощипывания и т. д.; открытое рассмотрение совместно с клиентом сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются.

Разработанные Райхом методики дыхания, эмоционального раскрепощения, усиления напряжения в заблокированных областях тела легли в основу: биоэнергетики, структурной интеграции (рольфинга) и других психотехник. Исторические корни телесно-ориентированной терапии лежат в работах Ф.Месмера, Ш.Рике и Ж.-П.Шарко, И.Бернхайма, В.Джемса и П.Жане, в одном ряду с которыми стоит теория И.М.Сеченова о "мышечном чувстве".

Как бесконечный поклонник биоэнергетического метода терапии не могу не сказать о А. Лоуэне. На Лоуэна большое влияние оказал Райх, у которого он был учеником. Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системе оргонотерапии, которой Лоуэн занимался в 1945–1953 гг., и непосредственно связана с ней.

Основное внимание в телесно-ориентированной технике Лоуэна уделяется исследованию функций тела в их отношении к психике. По мнению Лоуэна, личность и характер отражаются в физическом строении, неврозы проявляются в телесном облике — в строении тела и движениях. Предпосылкой биоэнергетического анализа является положение о том, что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию эмоционального состояния. Единая энергия, заключенная в теле, проявляется и в психических феноменах, и в движениях; эта энергия и есть биоэнергия. Целью биоэнерготерапии является воссоединение сознания и тела, для чего необходимо избавиться от помех, препятствующих спонтанному освобождению тела от напряжения.

Согласно Лоуэну, закрепощенность тела препятствует свободной циркуляции энергии. В основе биоэнергетической концепции лежит утверждение, что люди являются в первую очередь телами, хранящими в себе напряжение и освобождающимися от него. Здоровый человек имеет “контакт с почвой” и получает удовольствие от жизни. В больном организме не происходит свободной циркуляции энергии, чему препятствует телесная ригидность, которая проявляется в виде мускульной зажатости и образует зоны на­пряжения в теле. Терапия обеспечивает снятие напряжения с помощью физических упражнений и определенных поз, направленных на разблокирование этих зон, на расслабление мускульной брони. Важным элементом биоэнергетической терапии является обучение тому, как стать “заземленным” и слиться с природой. Биоэнергетическая работа часто концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей.

Лоуэн учёл ошибки Райха и употреблял более приемлемые термины: биоэнергия вместо оргона (который воспринимался научной общественностью в штыки), поэтому его работа встречала меньшее сопротивление. Биоэнергетика в США распространена больше, чем метод Райха.

Еще один aмериканский психолог-телесник, Артур Янов в конце 60-х годов сформулировавший основные положения “первичной терапии”, получившей развитие в деятельности Института первичной терапии в Лос-Анжелесе.

В основе первичной терапии лежат положение о том, что травмы, пережитые в детстве и вытесненные в процессе взросления, а также ранние неудовлетворенные потребности ведут к неврозам и психозам. Янов называет эти травмы первичными. Они сохраняются у человека в виде напряжения или трансформируются в механизмы психологической защиты. Первичные травмы и неудовлетворенные потребности препятствуют естественному продвижению через все стадии развития, которые проходит каждый человек, не дают стать “настоящим”, пресекают нормальный доступ человека к его чувствам. Напряжение, связанное с первичными травмами, может приводить к психосоматическим заболеваниям.

Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии, научении отличать собственные чувства и ощущения от культурно и социально привитых образов. Многие упражнения в этой системе основаны на повседневной человеческой деятельности – чтобы открыть отношение к окружающему, развить сознательную осведомлённость о том, что человек делает. Ещё один аспект чувственного сознавания включает отношение с другими. Большинство упражнений системы имеет внутреннюю, медитативную ориентацию.

Вкратце остановимся и на других психотехниках, применяемых в телесно-ориентированной психотерапии, но получивших сравнительно меньшую известность.

Например, “биосинтез”. Его специфика заключается в уважительном отношении к проблемам клиента. Отличительная черта биосинтеза – глубинная проработка терапевта; терапевт должен постоянно очень тонко чувствовать, что происходит с клиентом, что является залогом продуктивной работы.

Инструментом танцевально-двигательной терапии является танец; танцем здесь называется любое естественное движение тела или естественная позиция. Под настоящим танцем имеется в виду язык, передающий чувства, то, как люди с ними обращаются. Исследование языка движений открывает новое многообразие физической, эмоциональной и духовной жизни.

Метод под названием “танатотерапия” разработан Владимиром Баскаковым и в переводе означает “исцеление смертью”. Это способ терапевтического использования “целительных свойств смерти”. Специфические приемы, точно моделирующие ситуацию смерти, позволяют испытать глубинные состояния, в результате которых переоцениваются многие вещи и многие проблемы находят свое разрешение. Любой страх, в конечном счете, это страх умереть, и танатотерапия – один из возможных способов работы с собственными страхами. При этом используются только телесно-ориентированные техники, и в этом состоит уникальность данного метода. Вообще-то, этот метод даже больше относится к трансперсональной психотерапии.

Особого внимания и уважения с нашей личной точки зрения достойны интегрированные техники Андрея Лапина, это практическое применение и эффективное и гармоничное сочетание хатха-йоги, индийской тантры, "гимнастики мексиканских магов" тенсегрити, известной массовому читателю по книгам К. Кастанеды, - и современных психотерапевтических методик - гештальт-терапии и НЛП. Основная цель тренинга выражается в идее тантра-йоги: человек должен полностью овладеть своей собственной энергией, всеми ее проявлениями (в том числе и сексуальными), чтобы затем трансформировать эту энергию, направляя ее на достижение совершенства. Особое внимание Тантра традиционно уделяет взаимодействию мужской и женской энергии (Шива-Шакти). Именно поэтому тантрические техники в большинстве своем - парные. Много упражнений на тренинге связано с дыханием. Контроль за дыханием - общая практика для обычной йоги и тантры. Наряду со спокойным редким дыханием используется возбуждающий эффект гипервентиляции легких.

Таким образом, телесно-ориентированная терапия - это сложный и тонкий метод воздействия на тело в сочетании с психологическим анализом сопутствующих телесных импульсов и эмоциональных реакций человека.

Единство всех методов заключается в одном - работа с телом человека для улучшения его физического и эмоционального состояния. Методы телесно-ориентированной терапии помогают укрепить здоровье и повысить сопротивляемость стрессам. Терапевтическая работа с телом эффективна при депрессии, страхах беспокойстве, головных болях, гипертонии, респираторных заболеваниях, артрите, расстройствах пищеварения, болях в спине и искривлении позвоночника.

Невозможно рассказать словами обо всех дарах, которые нам приносит радость гармоничного общения со своим собственным телом и возможность, исцеляя его, принести в свою жизнь здоровье, счастье, умиротворение, любовь, изобилие и свободу. И я горячо желаю, чтобы вы открыли для себя все это и даже больше.


Ваш психолог,
Елена Спорягина



      Позвоните: +7-926-907-23-76 | Напишите: lena.sporyagina@gmail.com | © 2023  Елена Спорягина
      Позвоните: +7-926-907-23-76
Напишите: lena.sporyagina@gmail.com
© 2023  Елена Спорягина
      Позвоните: +7-926-907-23-76
Напишите: lena.sporyagina@gmail.com
© 2023  Елена Спорягина
Назад к содержимому