Фотография. Дневник жизни современным языком.


Прошло то время, когда наличие фотоаппарата было редкостью. Когда он не был доступен для всех по причине высокой стоимости, и по факту сложности в обращении. Все настройки в нём были ручными, а высшим пилотажем фотографа было не только сделать хороший снимок, но и качественную фотокарточку, потому что конечный результат – фотография в альбоме - во многом зависел и от мастерства печати. Это был не только трудоёмкий, но и технически сложный процесс. Я помню проявление плёнки наощупь в тёмной ванной комнате, и процесс печати снимков при загадочном свете красных ламп на кухне.

Сейчас всё стало гораздо проще. Фотографируют все и всё. К тому же, теперь, почти все обладают телефонами со встроенными камерами. Для того, чтобы иметь фотокарточку, многим, уже и не нужен отдельный фотоаппарат, не нужно знать как он устроен и как сделать хороший снимок. Техника готова обслужить человека, почти без его участия, разве что на кнопку нажать придётся.

Цифровые камеры облегчили обработку снимков и возможность их хранения в электронном виде: не надо ничего печатать и потом хранить где-то фото альбомы. Хотя, еще есть люди, которым, всё-таки, по-прежнему нравятся «бумажные» фотокарточки, нравится процесс их вклейки в альбом, а потом рассматривание этих альбомов.

В любом случае, чаще всего фотографии делаются для того, чтобы что-то запечатлеть на память и спустя время было чем эту память освежить. Чтобы можно было поделиться с другими тем, что ты видел, о чём знаешь.

Мне кажется, что фотографии стали нашей летописью. Они заменили нам дневники, которые вместе с письмами были неотъемлемой частью интеллектуальной жизни образованных людей. Большинство людей не ведут сегодня дневниковых записей. Насыщенная жизнь и стремительно летящее время не позволяют удержать в памяти все события и эмоции. С одной стороны, это хорошо - избирательность памяти, таким образом, фильтрует и ассенизирует всё то, что может нас ранить, тревожить, не давать покоя. А, с другой стороны, вместе с «мусором» и болезненными воспоминаниями, стираются важные моменты и милые сердцу детали.

Посмотришь на фотографии пятилетней, десятилетней давности и снова становишься участником тех событий, переживаешь те же эмоции (с поправкой на сегодняшний день, конечно ))) ).

В этом смысле, бытовая фотография – это свидетель жизни каждого из нас. Она способна рассказать и напомнить нам и всем, кто её видит, о том, что мы были и о том, что мы есть. А в будущем, через неё, наши потомки узнают какими были мы и как было у нас.

Чтобы понять кто мы и какие мы, нам даются другие люди, рядом с которыми мы каким-то образом проявляем себя, только так, через другого человека, мы можем узнать себя по-настоящему. Люди становятся свидетелями нашей жизни. А если нет рядом близкого человека, нет свидетеля? Если человек одинок? Рождается тревога, что никто не узнает что ты живешь, как ты живешь, чем ты живешь. Тревога вызвана неудовлетворённостью базовой человеческой потребности быть признанным другими людьми. И тогда, доказательство нашей жизни мы можем подтвердить фотографиями: это – «я на семизаморском море», это – «на чудесной экскурсии в Праге», это – «меня здесь нет, потому что я фотографирую ))…». И от этого становится как-то спокойнее.

А тут еще и рынок, всегда готовый откликнуться на наши потребности за наши деньги, предлагает различные устройства дистанционного управления камерой. Я не про авто спуск с задержкой говорю, а про различные штативы (моноподы), которые позволяют делать автопортреты (селфи) на расстоянии, большем, чем вытянутая рука.

Фиксируя факт своего бытия через фотографию мы еще получаем удовольствие от того, что съёмка, всё-таки, – творческий процесс и её результат – это наше творческое осмысление мира. Каждый человек сам для себя становится фото художником. В этом смысле, неважно, что мы фотографируем природу, животных или себя.

Но наступает момент, когда мы из творцов превращаемся в рецензентов. Ведь у нас есть некоторые представления о себе и о других людях, и, рассматривая портреты, мы соотносим эти представления с тем, что нам предлагает фото. Проверяем на соответствие. Себя мы оцениваем в категориях «нравится-не нравится». Оценивая других, мы обращаем внимание на то, что одни – «всегда хорошо выходят», другие – «на фотках лучше, чем в жизни», третьи – «в жизни намного интереснее, чем на снимках». Мы можем восхищаться, удивляться, недоумевать: как же так вышло?

Мне всегда интересно наблюдать и за съёмками, как люди фотографируются, позируют, и за тем, как они реагируют на свои фотографии: что анализируют и как оценивают. И я задавалась вопросом: почему, глядя на одни фотографии, я вижу «живого человека» и таким, каким я его знаю, а, рассматривая другие, человека-то, как раз, и не вижу? Вижу картинку, маску, образ, фрагмент, но не человека во всей его объёмности и цельности. Почему так?

Понятное дело, что портреты бывают разные. Съёмка может быть репортажной, «живой», в естественной обстановке и в естественном движении – тогда есть шанс уловить характерную эмоцию, поймать характерное движение. Но чаще всего люди позируют перед камерой, хотят выглядеть определённым образом, и одно это уже делает портрет «плоским». Самый яркий «из плоских» примеров – фотография на документ. Самые распространенные примеры – снимки у памятников и с букетами в день рождения.

Во время съемки запечатлевается мгновение, которое трудно уловимо глазу в обычной жизни. Неуловимое мгновение трудно обнаружить и подвергнуть анализу. Это и движение глаз, и раскрытие губ, и выражение лица, и поворот головы, и линия плеч… В жизни наши образы состоят из тысяч таких мгновений, которые сливаются для нас в целое, и это целое мы уже можем анализировать и оценивать.

И вот недавно я получила ответ на свой вопрос «почему так?». Я где-то натолкнулась на мысль о том, что портрет, написанный художником намного информативнее и объективнее, чем фото портрет, потому что он является квинтэссенцией наблюдений художника за человеком и выделением в нём главного, типического, характерного - того, что отличает его от других людей. А в фото портрете может быть много позёрства, желаемого, но не свойственного живому человеку – не настоящего.

Поэтому, так ценны, порой, бывают неожиданные кадры, о которых мы и не подозревали, когда чей-то взгляд через объектив остановился на нас и выхватил из плена времени нашу живую эмоцию, хитринку или печаль в глазах, втянутую в плечи голову или по-детски вздёрнутый нос. Хотя, при этом есть шанс «себя не узнать» )).

Но, если некому сделать такую «живую» фотографию профессионально (для этого тоже мастерство нужно иметь) или вы фотографируете себя сами: позируете, строите гримасы или корчите рожицы на фоне чего-либо, подойдите к этому вопросу творчески: вы можете не понравиться себе на фото, но зато – взглянуть на себя со стороны и узнать что-то новое. Сегодня фотография может не понравиться вам, но понравиться вашим близким, потому что они именно такими вас и знают, а через пять лет, если вы её не удалите, возможно, она станет и вашей любимой.

Да мало ли что. Как «из песни слова не выкинешь», так нельзя совсем «выкинуть» мгновений нашей жизни. Вы можете возразить, что «слова в любом тексте можно заменить», память «обнулить» вытеснением. Но, ведь это уже не будет то же самое. Это будет другая песня и другая жизнь. А нам то нужна наша, своя. Хотя, и здесь бывают исключения…

Наши современные фото альбомы – это подробнейшие книги нашей жизни. Они не только рассказывают о каких-то событиях и фактах, но и о наших смыслах, чувствах, целях. Они не только напоминают, но и предостерегают. А главное, - они сохраняют внимание к деталям и ценностям нашего бытия.

Желаю вам ярких впечатлений и интересной жизни!

Ваша, Елена Спорягина


Поиск по тэгам:
ЗАПИСИ В БЛОГЕ:
ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ 
К ПСИХОЛОГУ
   Елене Спорягиной

Телефон:

+7-926-907-2376,

 

e-mail:

lena.sporyagina@gmail.com

 

Skype: 

elena.sporyagina